Вечная боль Манчестера. Звезда и гибель «мальчиков Басби»
6 февраля 1958 года футболист английского клуба «Манчестер Юнайтед» Дункан Эдвардс послал из аэропорта Мюнхена телеграмму своей домовладелице: «Все полёты отменены, вылетаю завтра. Дункан».
Эта задержка не могла испортить настроения Дункану, ведь они с командой пробились в полуфинал Кубка европейских чемпионов.
Казалось, фортуна выбрала Дункана своим любимчиком. «Большой Данк» в 16 лет заключил контракт с «Манчестером», став самым молодым игроком элитного дивизиона чемпионата Англии. За пять прошедших лет он дважды становился чемпионом страны, а теперь был намерен с командой замахнуться сразу на три титула за один сезон. На счету Эдвардса было уже 18 матчей и 5 забитых мячей за сборную Англии.
21-летний Дункан, отправляя телеграмму из Мюнхена, не знал, что уже никогда не покинет этот город.
Спаситель из Шотландии
«Манчестер Юнайтед» в первые десятилетия своей истории не баловал своих болельщиков титулами. В начале XX века команда дважды стала чемпионом, один раз выиграла Кубок Англии, после чего надолго ушла в тень. В 1930-х клуб и вовсе несколько раз вылетал из элиты.
В 1945 году руководство «Манчестера» назначило новым тренером 36-летнего шотландца Мэтта Басби. Известный игрок, выступавший за «Ливерпуль», только завершил карьеру футболиста, и тренерского опыта не имел. В более титулованной команде наверняка поостереглись бы доверять пост наставника новичку, но «Манчестеру» было нечего терять.
Ставка на Басби оправдала себя полностью. В сезоне-1946/1947 «Манчестер Юнайтед» занял 2-е место в чемпионате, уступив лишь «Ливерпулю». В последующие годы клуб оставался среди лидеров, а в сезоне-1951/1952 впервые за 40 с лишним лет стал чемпионом Англии.
Проблема была в том, что в команде к этому моменту было много ветеранов, и «Манчестер Юнайтед» нуждался в обновлении. Специалисты ожидали, что чемпион пригласит «звезд» из других команд, но Басби всех удивил.
Честолюбивые дублеры
Главный тренер решил сделать ставку на юных воспитанников молодежной команды «Манчестера», смело вводя в основной состав парней 16-17 лет.
Журналисты прозвали их «мальчиками Басби». Несмотря на ухмылки скептиков, новички стремительно прогрессировали.
В чемпионате Англии-1955/1956 «Манчестер Юнайтед» вновь стал победителем. Теперь это звание было добыто стараниями «малышей Басби». В следующем сезоне команда сохранила титул.
Усилиями Басби «Манчестер» стал первым английским участником Кубка европейских чемпионов — тренеру удалось добиться разрешения на участие от Футбольной лиги Англии, которая ранее резко возражала против выступления английских клубов в европейском турнире.
В дебютном сезоне «Манчестер» дошел до полуфинала Кубка, уступив только будущему победителю, мадридскому «Реалу».
Статья по теме
«Мальчики» выросли
Перед сезоном-1957/1958 английские журналисты писали: повзрослевшим «мальчикам Басби» под силу выиграть сразу три титула — чемпионат Англии, Кубок Англии и Кубок европейских чемпионов.
К февралю 1958 году подопечные Басби довольно успешно продолжали сражаться на всех трех фронтах. Добравшись до четвертьфинала Кубка европейских чемпионов, англичане встретились с югославской «Црвеной Звездой». В ту пору югославский футбол был на подъеме, и соперник был очень сильным. «Манчестер» победил дома — 2:1, а 5 февраля в Белграде ответный матч завершился вничью — 3:3. Таким образом, «мальчикам Басби» пробились в полуфинал Кубка европейских чемпионов.
В Белград англичане прилетели чартерным авиарейсом, что тогда было совершенно новой практикой. Но клубные боссы решились на это, дабы избавить команду от утомительных переездов, совершаемых на регулярном транспорте.
В 1958 году пассажирский самолет многим еще был в диковинку. Для некоторых игроков «Манчестера» это вообще был первый опыт авиаперелета.
Проблемы на взлете
6 февраля Авиалайнер Airspeed AS.57 Ambassador британской авиакомпании British European Airways должен был доставить футболистов назад, в Манчестер. В Мюнхене была запланирована посадка для дозаправки.
В 13:15 по Гринвичу лайнер благополучно прибыл в Мюнхен. Самолет дозаправили, и в половине третьего пилоты предприняли попытку взлета. Она была прервана из-за того, что летчиков смутили странные показания приборов и необычные звуки двигателя при ускорении. Спустя три минуты попытались взлететь еще раз, но ситуация повторилась.
Тогда командир экипажа отложил вылет, запросив консультацию у технических специалистов. Пассажиров вернули в зону отдыха аэропорта.
Погода в этот момент стала ухудшаться, начался сильный снегопад, и многие посчитали, что вылет вообще перенесут на следующий день.
Командир экипажа в это время совещался с инженером. Тот рассказал, что самолеты этого типа с такой проблемой сталкиваются достаточно часто, она не фатальная, но можно оставить лайнер в Мюнхене на ночь для ремонта. С другой стороны, взлететь все-таки можно, но надо внимательно следить за приборами, а для набора взлетной скорости потребуется большая дистанция.
Командир экипажа Джеймс Тейн, который не хотел выбиваться из графика, решил попробовать еще раз, посчитав, что длины полосы аэропорта Мюнхена вполне достаточно.
Катастрофа
Пассажиров вернули на борт, и в 15:03 лайнер вновь начал разбег.
Обстановка в салоне была нервозной. Часть футболистов решила пересесть в хвост, считая, что там будет безопаснее.
Необходимая взлетная скорость Ambassador составляла 220 км в час. Самолет достиг 217 километров в час, и в этот момент лайнер влетел колёсами на нетронутую снежную целину в последней трети взлётной полосы толщиной до 5 сантиметров снежного покрова. Аэродромные службы не очистили полосу полностью, и для рейса с футболистами это стало роковым обстоятельством. Скорость стала стремительно падать, что сделало взлет невозможным. Но и остановиться до конца полосы Ambassador уже не мог.
Самолёт протаранил ограждение аэропорта и врезался в жилой дом, находившийся в 300 метрах от края взлетной полосы. Женщина и трое детей, находившиеся в тот момент в доме, каким-то чудом избежали гибели.
От удара у самолета оторвались левое крыло и часть хвоста, после чего левая часть кабины пилотов врезалась в дерево. Правым бортом самолёт врезался в деревянный ангар, в котором стоял грузовик с горючим — оно взорвалось.
Живые и мертвые
25-летний вратарь Гарри Грегг, переживший крушение, вспоминал, что, придя в себя, подумал, что умер. Он чувствовал кровь, текущую с головы, и не мог поднять руку — был уверен, что верхней части черепной коробки у него уже нет.
Усилием воли он взял себя в руки выбрался из самолета. Потом Грегга назовут «героем Мюнхена» — он вытащил из-под обломков нескольких своих одноклубников, а также летевших тем же рейсом жену югославского дипломата Веру Лукич и ее маленькую дочь Весну.
Вера Лукич в момент катастрофы была беременна. Невероятно, но факт — ребенок в утробе матери не пострадал, и вскоре Вера родила мальчика, которого назвали Зораном.
Повезло не всем. Из находившихся на борту 44 человек погибли 23. 19 получили ранения.
Катастрофа унесла жизни семи игроков «Манчестера» — Джеффа Бента, Роджера Берна, Эдди Колмана, Марка Джонса, Дэвида Пэгга, Томми Тейлора, Лиама Уилана.
Дункан Эдвардс был доставлен в больницу Мюнхена, где врачи 15 дней сражались за его жизнь. «Большого Данка» не стало 21 февраля.
Статья по теме
Помимо игроков, в катастрофе погибли тренеры «Манчестера» Берт Уолли и Том Карри, а также секретарь клуба Уолтер Крикмер. Команду сопровождала большая группа английских журналистов. Среди репортеров жертвами стали Альф Кларк, Донни Дейвис, Джордж Фоллоуз, Том Джексон, Арчи Ледбрук, Генри Роуз, Фрэнк Свифт и Эрик Томпсон. Также погибли болельщик «Манчестера» и друг Мэтта Басби Вилли Сатинофф, туристический агент Бела Миклош, пилот Кеннет Реймент и бортпроводник Уильям Кейбл.
Футболисты Джонни Берри и Джеки Бланчфлауэр, пережившие катастрофу, уже никогда не вернулись на поле.
«Парни хотят, чтобы ты вернулся»
Жизнь тяжелораненого Мэтта Басби висела на волоске. Дважды к нему приглашали священника, но он все же выжил. После двух месяцев лечения, он был направлен на реабилитацию в Швейцарию.
Басби ничего не хотел слышать о футболе. Он искренне считал, что его жизнь в спорте окончена. Пока однажды жена не сказала ему: «Мэтт, парни хотят, чтобы ты вернулся».
3 мая 1958 года Мэтт Басби появится на «Уэмбли», где «Манчестер» будет играть финальный матч Кубка Англии с «Болтоном».
Обескровленная потерей лучших игроков команда добралась до финального матча, но там уступила − 0:2. В полуфинале Кубка европейских чемпионов «Манчестер» по сумме двух матчей проиграл «Милану», а в чемпионате Англии клуб занял лишь 9-е место.
Достижением было уже то, что команда вообще существовала — сразу после катастрофы многие предрекали ей расформирование.
Мэтт Басби начал все сначала. Лидерами нового «Манчестера» стали пережившие катастрофу Гарри Грегг, Бобби Чарльтон и Билл Фоулкс.
В 1963 году «Манчестер» победит в Кубке Англии, а в сезоне-1964/1965 вернет себе звание чемпиона страны.
Триумф спустя десять лет
Оставалась еще одна высота, до которой так и не добралась команда 1958 года — Кубок европейских чемпионов.
Спустя десять лет после катастрофы в Мюнхене, 29 мая 1968 года, на стадионе «Уэмбли» в финальном матче Кубка европейских чемпионов встретились «Манчестер Юнайтед» и португальская «Бенфика». Англичане одержали победу со счетом 4:1. Из «мальчиков Басби» в этом матче сыграли Чарльтон и Фоулкс. Бобби Чарльтон забил в финальном матче два мяча.
Для Мэтта Басби Кубок чемпионов станет 13-м и последним трофеем в ранге тренера «Манчестера». Его эпоха была самой успешной в истории клуба до появления в команде другого шотландца — Алекса Фергюсона.
Статья по теме
Такая судьба
Бобби Чарльтон, выживший «мальчик Басби», который в 1966 году в составе сборной Англии стал чемпионом мира, сегодня считается одним из величайших игроков в истории английского футбола. Свою карьеру футболиста он завершит только в 1980-м, в возрасте 43 лет.
6 февраля 1958 года, за несколько минут до роковой попытки взлета, Чарльтон поменялся местами с Томми Тейлором, который был убежден, что на месте, где сидит Бобби, гораздо безопаснее.
Томми Тейлор, считавшийся сильнейшим центрфорвардом своего времени, погиб во время катастрофы. Такая судьба.
Первоначально в качестве главной версии катастрофы в Мюнхене рассматривалась ошибка пилотирования. Но затем эксперты пришли к выводу, что причиной стала снежная каша на взлетной полосе, из-за которой лайнер так и не смог набрать нужную скорость. Расследование привело к тому, что впоследствии стали устанавливаться эксплуатационные ограничения по максимально допустимому количеству снежной слякоти на взлётно-посадочных полосах.
Командира экипажа Джеймса Тейна, пережившего крушение, почти сразу уволили из авиакомпании. Он завершил карьеру пилота, занявшись фермерством. На протяжении десяти лет руководство аэропорта Мюнхена судилось с Тейном, настаивая на его вине. Лишь в 1968 году с него сняли все обвинения. Многолетний стресс сказался на здоровье отставного летчика — он умер от инфаркта весной 1975 года в возрасте 54 лет.
«Ничего не помню, только страшный скрежет». Как умирал, но не умер «Манчестер Юнайтед»
6 февраля 1958 года в авиакатастрофе под Мюнхеном разбился «Манчестер Юнайтед» — команда, которой прочили долгое лидерство на европейской арене.
Самая любимая команда мира
За 62 года, минувшие со дня трагедии, ей посвятили сотни расследований, тысячи публикаций и миллионы слов. 6 февраля 1958 года — незаживающая рана. Одна из самых черных дат в истории мирового футбола.
С «малышей Басби», как называли «МЮ» на том отрезке, началась, по сути, новая эпоха клуба. Мэтт Басби — прототип Алекса Фергюсона. Тренер, поднявший умирающий клуб из руин, внедривший революционные методы управления и сделавший ставку на собственных воспитанников.
Прежде чем «малыши» взошли на вершину, дважды подряд выиграв чемпионат Англии (1956 и 1957), Басби пришлось выдержать лютый прессинг. Вместо тяжеловесного, прямолинейного, контактного футбола Басби предложил совершенно новую концепцию: футбол, основанный на мысли, движении, технике. Его «МЮ» играл легко и красиво, и поначалу далеко не всем в консервативной Британии это нравилось.
Но к концу десятилетия стало очевидно: в Манчестере сложилась команда, которой суждено стать европейским лидером на годы вперед. Преодолев барьер недоверия, «малыши Басби» достигли небывалого уровня популярности. Голкипер Харри Грегг, один из тех, кто не только выжил в авиакатастрофе, но и стал героем нации, позже утверждал:
— Был ли «Манчестер Юнайтед» лучшей командой в мире? Может быть. Был ли «Манчестер Юнайтед» лучшей командой в Европе? Возможно. Но это, без сомнений, была самая любимая команда мира.
В сезоне-1956/57 «МЮ» первым из английских клубов принял участие в Кубке чемпионов и дошел до полуфинала, где был бит «Реалом». Второй старт в Европе завершился на этом же этапе, но по совсем другим причинам…
Краткая хроника трагедии
5 февраля 1958-го «Манчестер Юнайтед» в ответном матче четвертьфинала Кубка чемпионов сыграл вничью (3:3) с белградской «Црвеной Звездой» и вышел в полуфинал (первый матч — 2:1 в пользу «МЮ»), где его ждал «Милан».
6 февраля в аэропорту Мюнхена, где борт совершил посадку для дозаправки, у экипажа возникли трудности на взлете, спровоцированные плохими погодными условиями. Всего было зафиксировано три неудачные попытки отрыва от земли, причем после второй пассажиры на время покинули самолет для проведения технических работ.
Третья привела к катастрофе. Разогнавшись до скорости 217 км/ч, которая делал невозможной отмену взлета, лайнер достиг конца ВВП и потерял управление. Так и не оторвавшийся от земли самолет пробил ограждение, вспахал 300 метров целины и врезался в жилой дом, в котором жила семья из шести человек (никто из них не пострадал).
От удара оторвались левое крыло и часть хвоста, кабина пилотов влетела в дерево, а правым бортом лайнер въехал в деревянный ангар, в котором хранились бочки с горючим.
- Дата и время: 6 февраля 1958 года, 15:03 по Гринвичу
- Рейс и маршрут: BE609, Белград — Мюнхен — Рим — Манчестер
- Модель лайнера: Airspeed AS-57 Ambassador, бортовой номер G-ALZU, авиакомпания British European Airways
- Место крушения: Мюнхен, Западная Германия
- Характер крушения: неудачная попытка взлета
- Количество пассажиров: 38 человек
- Состав экипажа: 6 человек
- Погибших: 23 человека, из них 8 — футболисты «МЮ», 3 — тренеры, 8 — журналисты
Футболисты
Джеффри Бент, защитник, 25 лет. Воспитанник «МЮ», сыгравший за 9 лет профессиональной карьеры считанное количество матчей (например, в чемпионате Англии — всего 12). Один из них — как раз в Белграде, куда Джефф полетел в привычном для него качестве «профессионального запасного».
Роджер Берн, защитник, 28 лет. Один из «величайших капитанов в истории клуба», член сборной Англии, твердый кандидат на участие в чемпионате мира-1958. Через 8 месяцев после катастрофы жена Берна родила мальчика, которого в память об отце назвали Роджером.
Эдвард Коулмэн, полузащитник, 21 год. Пробился в основу в 19-летнем возрасте, принял участие в 108 играх, забил два гола. Второй из них — «Црвене Звезде» в своем последнем матче за «МЮ».
Дункан Эдвардс, полузащитник, 21 год. Один из перспективнейших футболистов Англии своего поколения (18 матчей и 5 голов за сборную Англии). Скончался в больнице через 15 дней после катастрофы.
Марк Джонс, полузащитник, 24 года. Двукратный чемпион Англии, обладатель Суперкубка Англии, кандидат на поездку на ЧМ-1958 в составе сборной Англии, сыграть за которую так и не успел.
Дэвид Пегг, атакующий полузащитник, 22 года. За год до катастрофы дебютировал в сборной Англии. Провел за «МЮ» 150 матчей, забил 28 мячей.
Томас Тейлор, нападающий, 26 лет. Обладатель выдающейся статистики: 138 забитых мячей в 210 матчей на профессиональном уровне, в том числе 16 — в 19 играх за сборную. Король «второго этажа» (рост — 193 см).
Уильям Уилан, нападающий, 22 года. Провел 4 мачта в составе сборной Ирландии. Его именем назван один из автомобильных мостов в Дублине.
Тренеры
Герберт Уолли, 44 года. Старший тренер. В 1932–1946 годах выступал за «МЮ» (38 матчей).
Томас Карри, 63 года. Лучшие годы игровой карьеры провел в «Ньюкасле». В системе «МЮ» отработал тренером 24 года.
Уолтер Крикмер, 58 лет. Бывший главный тренер «МЮ» (1931/32 и 1944/45), на момент гибели занимал должность секретаря.
Журналисты
Альфред Кларк, Manchester Evening Chronicle
Дональд Дэвис, Manchester Guardian
Джордж Фоллоуз, Daily Herald
Томас Джексон, Manchester Evening News
Арчибальд Ледбрук, Daily Mirror
Генри Роуз, Daily Express
Фрэнк Свифт, News of the World. В прошлом — вратарь сборной Англии (19 матчей) и «Манчестер Сити». Один из трех лучших вратарей в истории английского футбола наряду с Гордоном Бэнксом и Питером Шилтоном. Выжил в катастрофе, но скончался по пути в больницу
Эрик Томпсон, Daily Mail
История Бобби Чарльтона. «Почему со мной все в порядке, а мои друзья мертвы?»
20-летний Бобби Чарльтон, будущий чемпион мира и обладатель «Золотого мяча» (1966) в мюнхенской катастрофе получил несколько ссадин, сотрясение мозга и провел в больнице буквально несколько дней. Выдержки из интервью Чарльтона британскому журналисту Стюарту Матисону (2008).
— Мы были в прекрасном расположении духа. В салоне не умолкали разговоры, постоянно звучали шутки, слышались взрывы смеха, а наши картежники уже крепко взялись за дело… Наши попытки взлететь в Мюнхене сильно отличались от того, к чему мы привыкли, потому что жутко валил снег, и вся взлетная полоса была в слякоти.
Во время третьей попытки мы все ехали и ехали, и мне показалось, что это слишком долго. И тут я понял, что сейчас произойдет. Кажется, это поняли и остальные. Все в салоне замолчали. В иллюминатор я увидел забор, в который мы врезались через секунду. Он просто упал, и стало понятно, что будет дальше. Мы просто постарались пригнуться и я, если честно, ничего больше не помню, только страшный скрежет. И никаких криков…
Почему это случилось? Может, мотор отказал? Разные мысли успели посетить меня тогда. Пилот очень хотел поскорее вылететь, и в итоге он так и не смог этого сделать. Почему обязательно нужно было лететь в буран?
Оказалось, что у меня было сотрясение мозга. Видимо, я просто ударился головой, потому помню все, как во сне. Не понимал, что происходит. Смотрел по сторонам и видел такое, что словами не опишешь… Мне сделали укол, от которого сразу уснул и проснулся только на следующий день.
Просто не мог понять, почему именно меня отбросило на 15 метров от самолета с единственной шишкой на голове? Как такое могло случиться? Как я мог видеть, что со мной абсолютно все в порядке, когда мои друзья мертвы? Почему все случилось именно так?
Вспоминаю об этом каждый день. Ни разу не думал о том, что мне повезло — какая уж тут удача? Просто задаю себе один и тот же вопрос: почему я вообще не пострадал, а они погибли? Меня гложет чувство вины. До сих пор, даже сейчас, когда говорю об этом.
После аварии я, как и некоторые другие парни, сказал, что не хочу больше играть. Но вряд ли те мои слова можно было воспринимать серьезно. Из Мюнхена вернулся домой и целыми днями ничего не делал. Но не смог находиться долго в таком состоянии. Легче мне не становилось, я ведь по-прежнему был футболистом. И решил, что если хочу, чтобы все вернулось на круги своя, то мне и самому надо вести себя как обычно. Так что как только голова зажила, уже был на поле.
Футбол действовал лучше всякой терапии. Вернулся в игру в марте, и с тех пор не останавливался. Забил несколько мячей, и благодаря этому, а еще из-за того, что все стали наблюдать за «Юнайтед», меня вызвали в сборную. Не успел оглянуться, как ощутил себя играющим на самом высоком уровне.
«Манчестер Юнайтед» — клуб не того калибра, чтобы просто сдаться. Никто бы не позволили нам это сделать. Да и мы не собирались. Нам даже в голову не приходило, что тот момент мог стать началом конца для «Юнайтед»…
История Харри Грегга. «И тут я услышал плач маленького ребенка»
Харри Грегг / Фото: © PA Images Archive / Contributor / PA Images / Gettyimages.ru
Незадолго до катастрофы «МЮ» купил у «Донкастера» 25-летнего вратаря Харри Грегга, заплатив за него невероятные по тем временам 23 тысячи фунтов. Именно Грегг стал одним из главных героев мюнхенской драмы.
Выбравшись из-под обломков, Грегг, по его собственным воспоминаниям, бросился бежать от горящих обломков, но что-то заставило его вернуться.
— Люди считают меня героем, но для меня этот момент не был таким однозначным. Прекрасно понимаю, что все могло быть по-другому, — вспоминал позже Грегг (который, кстати, до сих пор жив — в октябре 2019-го ему исполнилось 87 лет). — Внутри каждого человека есть какой-то рычаг, который то толкает тебя на отважные поступки, то делает из тебя труса.
Когда пришел в себя там, в обломках самолета, на заснеженном взлетном поле, думал, что я мертв. По лицу текла кровь, боялся дотронуться до своей макушки — мне казалось, что ее просто нет. И тут услышал плач маленького ребенка. Я сразу вспомнил, что видел, как маленькая девочка поднималась на самолет. Почти такая же малютка, как моя собственная дочь. Вот тут-то и сработал этот рычаг.
Именно из-за этого бросился обратно в самолет, чтобы найти тех, кому удалось выжить в этих обломках. Когда забрался туда, на глаза попалось детское пальтишко, и я снова вспомнил о своей малышке. Боялся поднимать его, боялся того, что мог там увидеть. Ребенка нашел под грудой обломков — при этом у нее, к счастью, была лишь ссадина над глазом…
Гарри вытащил из ада и саму девочку, двухлетнюю Весну Лукич, и ее маму Веру. А также помог выбраться одноклубникам Бобби Чарльтону, Джеки Бланчфлауэру, Деннису Вайоллету и получившему страшные травмы главному тренеру «МЮ» Мэтту Басби.
История Джеймса Тейна. 11 лет борьбы за правду
Пилот рейса BE609 Джеймс Тейн, летчик Королевских ВВС Великобритании, участник Второй мировой войны, стал в Англии настоящим изгоем, «человеком, который убил малышей», хотя правосудие его оправдало.
В первые же дни после катастрофы немецкие авиационные власти сообщили, что борт не был готов к взлету, и вина таким образом ложится на командира экипажа Джеймса Тейна: «Самолет был покрыт слоем снега толщиной в 8 сантиметров, который надо было счистить перед вылетом. Кроме того, на крыльях намерз лед».
В Британии словно бы только того и ждали. На Тейна обрушилось волна ненависти, которой нет аналогов. Его травили в прессе, ему угрожали расправой по почте и лично, его 8-летняя дочь стала жертвой регулярных нападок в школе.
Позиция официальных лиц была в лучшем случае нейтральной — ввиду нежелания портить дипломатические взаимоотношения с Германией. В конце концов, авиакомпания British European Airways, искавшая пути для восстановления репутации, объявила об увольнении пилота. Мотив: капитан нарушил летный регламент, поменявшись местами с погибшим вторым пилотом Кеннетом Рейментом.
Оставшийся в полной изоляции Тейн не раз требовал провести открытое расследование, но его словно бы не слышали. Не слышали до тех пор, пока премьер-министр страны Гарольд Уилсон, пришедший к власти в 1964 году, то есть через 6 лет после катастрофы, не оказал пилоту публичную поддержку: «С ним обошлись несправедливо».
Только после этого заявления заработала машина правосудия. Свидетели подтвердили, что перед вылетом самолет был обработан химикатами, растопившими наледь. Выяснилось также, что службы аэропорта Мюнхена не уделили внимание состоянию взлетно-посадочной полосы: именно слякоть затормозила его разгон перед взлетом…
Только в марте 1969-го суд официально признал непричастность пилота к трагедии. Через 11 с лишним лет после катастрофы! Все эти годы Джеймс Тейт и его семья прожили в настоящем аду.
Годом раньше, в 1968-м, «Манчестер Юнайтед» сэра Мэтта Басби выиграл свой первый Кубок европейских чемпионов.
* Соцсеть, признанная в России экстремистской
Источник https://aif.ru/society/history/vechnaya_bol_manchestera_zvezda_i_gibel_malchikov_basbi
Источник https://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Futbol/Evropejskie_chempionaty/Angliya/spbnews_NI1150291_Nichego_ne_pomnu_tolko_strashnyj_skrezhet_Kak_umiral_no_ne_umer_Manchester_Junajted
Источник